Эффективное оздоровление и профилактика
биомеханических нарушений опорно-двигательного
аппарата человека - залог хорошего самочувствия
нашего позвоничника - на долгие годы!
Доктор Власов Ю.С.

«Биомеханические этюды» Адальберта Капанджи.

История этой статьи, на мой взгляд - довольно забавная! Листая, как то в книжном магазине («Медицинская книга» на Фрунзенской) книгу  в шикарной обложке под названием: «Позвоночник. Физиология суставов» А.И. Капанджи, я попал на главу: «Глазное яблоко – идеальный шаровидный сустав (энартроз)» На этой строчке я невольно тормознул, перечитывая её снова и снова, как бы  пробуя на «зубок» это потрясающее по своей смелости научное открытие. Но все мои старания во время лёгкой ажитации создать виртуальную модель «глаза-сустава»  - были тщетны. Как я не пытался найти анатомические и физиологические точки соприкосновения между этими частями нашего тела, - дальше геометрических ассоциаций я не продвинулся. Естественная мысль - возникшая в голове, что автор проводит оригинальную аналогию и далее появится соответствующая ссылка на это. И так как я ещё находился в состоянии лёгкой экзальтации, мой мозг на автомате лихорадочно выуживал из подвалов памяти всю имеющуюся информацию об анатомии и физиологии суставов. Читая  далее,  стало очевидно, что моя мысль об авторской аналогии, глубоко ошибочна. В следующих строчках автор не просто – бескомпромиссно утверждает свою мысль, а возводит её до уровня-истины. Цитирую: «Хирурги-ортопеды, и кинезитерапевты и не догадываются, что глазное яблоко является энартрозом, сферическим суставом, как плечевой или бедренный. Даже можно сказать, что это идеальный сустав…  Этот сустав настолько идеален, что может быть примером других энартрозов». Эти слова буквально переполнены энергией самоуверенности и непоколебимости. Создаётся ощущение, будто автор писал эти строчки не на бумаге, а яростно вырубал их в гранитном камне! Навечно! Прочитайте ещё раз, и прочувствуете, какая мощь и экспрессия стоит за каждым словом! Через печатное слово эта «истина»  уже проникает в умы людей и не зависимо от их восприятия, создаёт ореол «научного бессмертия»  Адальберту Капанджи. Мы с вами стали первыми свидетелями, как двумя, тремя аскетическими по форме строчками можно низвергнуть классические каноны науки и войти в историю.  Предвижу реакцию многих читателей и сразу скажу, что это не «бред сивой кобылы», а всё гораздо увлекательней и интересней! В чём заключается интрига,- спросите вы? А в том, что возможно перед нами разворачивается классическое противостояние – «примитив-примитивизм» - данное явление в основном рассматривается в области искусства, и крайне редко в жанре научной литературы. В этой последней констатации и заключается сложность и необычность стилистической задачи, которая возникает при исследовании подобных наукообразных сочинений. В современной филологии данный дуумвират (примитив-примитивизм) рассматривают как оппозицию, т.е. принято разделять примитив - как тип жанрового сознания в искусстве (что характерно для людей - не имеющих профессионального образования), и примитивизм – как профессиональный приём, когда автор намеренно облекает свой стиль в «одежды» наивности и чудаковатости. В нашем случае, рассматривая эти типологические позиции через призму «научного» творчества Адальберта  Капанджи, я не ставлю перед собой задачу постановки окончательного диагноза. Каждый из вас вправе сделать самостоятельный выбор. Чтобы  глубже раскрыть свою мысль, процитирую из книги Капанджи ещё несколько строк из главы о физиологии мышц шейного отдела  (стр. 274-276): «…Одновременное сокращение всех этих мышечных групп поддерживает шейный отдел позвоночника жёстко в нейтральной позиции. Эти мышцы действуют как ванты, расположенные в  сагитальной  плоскости  и  в многочисленных  косых плоскостях. Они играют важную роль в равновесии головы и в удержании тяжести, находящейся на голове, что практикуется у некоторых народостей для освобождения рук. Этот обычай усиливает структуру шейного отдела позвоночника и увеличивает мощность мышц шеи», «… Ношение некоторого груза на голове заставлят одновременно сокращаться все эти мышцы, достигается состояние постоянного динамического равновесия. И голова с шеей образуют единый неподвижный блок, но все же мобильный на вершине позвоночного столба. Подобная поза – это триумф прямоходящего!.. Подобное упражнение рекомендуется всем дамам для приобретения царственной осанки».  Какой  искромётный бурлеск! Мои эмоции, только подтверждают, какое многообразие стилистических оттенков присутствует в лексике автора. В начале статьи мы увидели несколько предложений, структура которых выражена в строго лаконичной и аскетичной манере. В последней же цитате, я чувствую, как лирические чувства переполняют Адальберта Капанджи. Вы видите, каким чудесным образом в этих строчках переплелись несколько сюжетных линий. Всё начинается описанием анатомии и физиологии шейного отдела позвоночника, внутри этого описания есть прозрачный намёк на сходство позвоночника с  мачтой корабля (ванты). Следующий сюжет сочными красками живописует традиционный уклад жизни многих народов Африки и Азии (ношение грузов на голове), не забыт и последний этап эволюции человека (прямохождение). И последний сюжет артистически заканчивается репортажем о «Неделе высокой моды из Парижа». В этом последнем предложении, посвящённом прекрасным дамам - Адальберт Капанджи, как истинный француз одаривает их своей бесконечной любовью. Ничего подобного, я не встречал в серьёзной медицинской литературе, а ведь книга Адальберта Капанджи позиционируется, как серьёзный научный труд. В связи с этим иногда создаётся впечатление, что автор исподволь подтрунивает над нами и это доставляет ему огромное наслаждение. И в тоже время, не исчезает ощущение,  проявления  детскости или даже некоторой профессиональной инфантильности в стилистических  построениях Капанджи. Как я уже говорил, исследований примитивизма в науке, - как явления, несоизмеримо меньше, чем в поэзии и живописи и, конечно же, я не вижу смысла сравнивать «научное» творчество Капанджи  с авангардистами Серебряного века. И, тем не менее, есть общее сходство, которое сближает языкотворчество  Капанджи с главной приметой представителей многих культурных течений: модернисты, символисты, футуристы. Этой приметой является их поэтический язык - свободный от всех правил и форм. Язык, который недоступен большинству читателей, а понятен только узкому кругу избранных. Так и у Капанджи -  там, где он пытается творчески подойти к научным проблемам, его лексическая и стилистическая форма изложения - как в кривом зеркале -  неправдоподобно и причудливо искажает содержание рассматриваемого вопроса. Надо отметить, что все основные разделы по физиологии в книге Капанджи написаны в обычном компиляционном ключе, а также надо отдать должное  иллюстрациям в книге – техника исполнения рисунков действительно замечательная. Книга переиздавалась шесть раз, переведена на 11  языков мира! Хочу обратить ваше внимание на один интересный факт! В предисловии к книге сказано, что это последнее издание было подвергнуто тотальной переработке! В связи с этим, честно признаюсь, любопытство до сих пор не даёт мне покоя -  а что же в тех первых - не переработанных изданиях Капанджи?! И творческий азарт переполняет меня, как только представлю, какой волшебный клад удивительных «открытий» таят они в себе. Это, по сути, и явилось одним из мотивов к написанию этой статьи. Сразу обозначу свою линию поведения - менторский тон здесь просто не уместен, так как  он просто «задушил» бы артистизм и творческую самобытность автора, переводя моё повествование в русло аналитического экстремизма, но иронические и лирические нотки в комментариях, как вы уже поняли, безусловно - будут присутствовать!!! Некоторые ключевые вопросы, которые автор поднимает и в должной мере не раскрывает в своей книге, я проанализирую - опираясь на фундаментальные исследования многих известных учёных.

В данный момент я не ставлю перед собой задачу провести сравнительную характеристику суставов и уникального сенсорно-оптического аппарата, коим является человеческий глаз, т.к. уважаемый читатель спокойно может найти это в любом доступном источнике (интернете).  Но точку ставить рано!  Я и не предполагал, какая сногсшибательная развязка меня ожидает в конце этой главы! Мобилизуйтесь! Цитирую: «При прямолинейном взгляде сферический сустав глазного яблока ведёт себя механически, как кардан». Фантастика! На несколько секунд я почувствовал себя заурядным……..! Хотя 25 лет моей врачебной деятельности, в той или иной степени связаны с биомеханикой  опорно - двигательного аппарата человека!  Что скажите уважаемый читатель?  Возможно,  некоторые из вас находятся в лёгком недоумении!? Интересно было бы  понаблюдать за реакцией офтальмологов! Но так как и они  навряд ли разбираются в тонкостях механического поведения кардана, я советую вам пообщаться с бывалыми водителями-заряд положительных эмоций  гарантирую! Не знаю как вы, но лично я, до сих пор стою перед дилеммой, чему отдать предпочтение – идеальному шаровидному суставу или кардану!?  Где Капанджи черпает своё вдохновение, где его источник? Мир вокруг нас наполнен бесконечным многообразием явлений и предметов, все они абсолютно разные и одновременно, в силу своего воображения каждый из нас способен в великом множестве этих проявлений найти схожие черты и грани, даже в самых невероятных вещах. Звук воды из водопроводного крана, кому-то напомнит шум падающего водопада; грязная лампочка над головой, кому-то привидится тускло сияющей жёлтым светом - луной в ночном небе. Большинство людей свои сентиментальные чувства не открывают окружающему миру, а глубоко прячут их в своей душе. В отличие от них Адальберт Капанджи решил выплеснуть на нас своё причудливое и удивительное восприятие окружающего мира. Он нашёл свои - понятные только ему грани – в биомеханических сравнениях, и как легендарный Сизиф будет вновь и вновь доказывать, и убеждать нас в том, - что луна и есть настоящая лампочка!

 Издательство ЭКСМО выпустившее эту книгу, назвала А.И. Капанджи - основателем биомеханики человека. И хотя, это абсолютно не соответствовало моим первым впечатлениям от короткого знакомства с отдельными главами этого сочинения, интуиция подсказывала мне, что в глубине этой книги кроется немало интересных вещей. Поэтому после некоторого внутреннего противоборства между здравым смыслом и любопытством, я всё-таки купил эту книгу, выложив за неё без малого две тысячи целковых. В течение года я не раз возвращался к некоторым главам этой необычной книги, и вы не поверите, каждый раз получал истинное удовольствие. А теперь, пришло время поближе познакомиться с автором вышеупомянутой книги. Адальберт Капанджи: хирург-ортопед - специализирующийся по кисти. Является почетным интерном парижских госпиталей. Почетный главный врач хирургической клиники  медицинского факультета в Париже. Ассистент парижских госпиталей. Член Французского общества травматологов и ортопедов. Президент Французского общества хирургии кисти в 1987-1988годах. Член Американского и Итальянского обществ хирургии кисти.

Разве такой послужной список профессионального врача может дать мне основание считать его примитивом? Честно признаюсь – не знаю. Я до сих пор стою перед выбором!

Что бы лучше понять личность доктора Капанджи в психологическом контексте статьи, считаю важным в полном объёме процитировать различные отзывы о книге, так как полагаю, что это поможет нашим читателям более глубоко вникнуть в суть «научного»  творчества А.И. Капанджи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

« Назад

Все права защищены 2012
Vita-Vera.ru - Избавление от межпозвонковой грыжи
без операции
Rambler's Top100